Пошаговая процедура закрытия ИП

ИП

Для того, чтобы отказаться от дальнейшего участия в предпринимательской деятельности, необходимо аннулировать статус. Этот процесс называется закрытие ИП. Пошаговая инструкция в 2019 году осталась такой же, как и прежде. Изменение одно: для закрытия через сайт потребуется электронная подпись, оформление которой обойдётся в 1,5-3,5 тыс.руб. Традиционный способ закрытия предполагает расходы на уплату пошлины в сумме 160 руб.

Причины для закрытия ИП

Причин для аннулирования статуса индивидуального предпринимателя у физических лиц, имеющих право заниматься бизнесом на территории РФ, может быть несколько. К числу наиболее распространённых из них относятся:

  • смена стратегии (регистрация юридического лица общества с ограниченной ответственностью или частного предприятия);
  • отсутствие стабильного дохода и, как следствие, небольшая прибыльность или убыточность бизнеса;
  • отказ от предпринимательской деятельности в связи с переходом на государственную службу.

Вне зависимости от причины, побудившей аннулировать статус ИП, сделать это необходимо таким образом, чтобы избежать наложения штрафных санкций со стороны Фондов социального и обязательного медицинского страхования, налоговой службы и Пенсионного фонда.

Действия перед закрытием

Прежде чем приступать, собственно, к процедуре отказа от статуса, необходимо выполнить ряд обязательных процедур.

  1. Уведомить о закрытии ИП службe занятости. Сделать это нужно не позднее, чем за две недели до подачи заявления. При этом необходимо указать официальные данные наёмных работников, подлежащих увольнению:
    • Ф.И.О.;
    • специальность и квалификационные требования;
    • профессия и должность;
    • условия оплаты труда.

    Форма подачи сведений о высвобождаемых работников — скачать

    В помощь составителю заявления – форма письма, утверждённая Положением об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения (приложение №2).

  2. Предупредить сотрудников об увольнении, руководствуясь требованиями ст.307 ТК РФ.

    Конкретные сроки и размеры компенсаций определяет трудовой договор каждого наёмного работника в отдельности. При отсутствии в трудовых соглашениях сроков увольнения, ИП может предупредить об этом в любое время.

    После составления приказов об увольнения и ознакомления с ними всех сотрудников необходимо внести соответствующие записи в трудовые книжки. Основанием для увольнения является прекращение статуса ИП (п.1 ч.1 ст.81 ТК). Обязательные требования:

    • окончательный расчёт по оплате труда в день увольнения;
    • выдача трудовой книжки;
    • выдача справки о заработной плате за два календарных года (форма №182н);
    • предоставление данных о страховом стаже (форма СЗВ-М).

    Если ИП хранил медицинскую книжку наёмного работника, она также подлежит возврату владельцу. По желанию увольняемого работника ИП должен предоставить ему копии документов кадровой службы, справку о среднем заработке за три предыдущих месяца, форму 2-НДФЛ.

  3. После увольнения всех наёмных работников предоставить следующие данные:

    Уволив всех наёмных работников, индивидуальный предприниматель обязан предоставить следующие данные:

    1. В орган ФНС по месту учёта – формы 2-НДФЛ и 6-НДФЛ, расчёт по страховым взносам.
    2. В ФСС – форму 4-ФСС.
    3. В ПФ – форму СЗВ-М.
    4. Организовать процедуру взыскания в установленном порядке дебиторской и кредиторской задолженности.
    5. Составить акты об отсутствии долговых и иных финансовых обязательств.

Если имеется остаток задолженности по страховым взносам уволенных наёмных работников, он подлежит полному погашению в течение 15 календарных дней с момента смены статуса.

Списать долги в момент закрытия ИП не представляется возможным. Выписку из ЕГРИП физическое лицо получит в любом случае. Но финансовые обязательства придётся выполнять и после завершения предпринимательской деятельности.

Инструкция 2019: 6 шагов для закрытия ИП

После окончания процедур, связанных с увольнением работников, взысканием долгов и предоставлением отчётности (даже если деятельность отсутствовала, и декларации нулевые) в государственные органы, необходимо приступать к закрытию ИП.

Рассмотрим шаг за шагом, что необходимо сделать, чтобы быстро и без проблем аннулировать предпринимательский статус.

Шаг 1 — формирование пакета документов

С полным списком документов, которые потребуются для закрытия ИП узнать можно тут

Прежде всего, нужно подать в орган ФНС по месту учёта заявление по форме №P26001.

Скачать образец заявления

Скачать бланк формы №P26001

Достаточно заполнить только первую страницу, указав обязательные данные – основной госрегистрационный номер (ОГРНИП), ИНН, фамилию, имя и отчество. Для связи с сотрудниками ФНС следует проставить действующий электронный адрес и контактный телефон. Если ИП подаёт заявление лично, расписаться на нём он должен в присутствии сотрудника налоговой службы. Если документ предоставляет официальный представитель (или он направляется по почте) подпись ИП должна быть заверена у нотариуса.

Шаг 2 — уплата госпошлины

Как уже было отмечено в преамбуле к данному материалу, процедура личной подачи заявления о закрытии ИП предполагает внесение в бюджет государственной пошлины – 160 руб.

Для экономии времени сформировать бланк квитанции можно через специальный сервис на сайте ФНС.

В случае подачи пакета документов через МФЦ на сервисе следует выбрать пункт «Государственная пошлина за регистрацию прекращения ФЛ в качестве ИП при обращении через многофункциональные центры».

Страница для формирования квитанции об уплате госпошлины

Если при оформлении квитанции через сервис будет допущена ошибка, сумма не будет учтена как фактически уплаченная. Снова повторим, что при электронной подаче документов пошлину платить не обязательно. Расходы переносятся на покупку цифровой электронной подписи.

Шаг 3 — предоставление в ФНС подтверждения передачи данных из Пенсионного Фонда

Данное действие не является обязательным. Между налоговой службой и Пенсионным фондом имеется канал передачи обязательной конфиденциальной информации. Но эту процедуру следует провести во избежание недоразумений.

Некоторые территориальные органы ФНС проводят процедуру закрытия на основании электронных данных, полученных из ПФ. Но бывают случаи, когда закрытие осуществляется только по факту получения бумажных сведений об отсутствии задолженности по уплате всех положенных взносов и платежей.

Шаг 4 — предоставление пакета документов в орган ФНС

Законодатель предоставил индивидуальным предпринимателям несколько вариантов подачи документов в территориальный орган ФНС по месту учёта:

  1. Лично.
  2. Через представителя.
  3. По почте.
  4. Через сервис подачи документов на официальном сайте ФНС.
  5. Через МФЦ.

Наиболее надёжным способом является личное присутствие индивидуального предпринимателя при подаче заявления формы Р26001. Это, а также подача пакета документов через МФЦ, избавляет от дополнительных расходов на оплату услуг представителя и нотариуса, приобретение электронной подписи, уменьшает время аннулирования свидетельства, так как отсутствует факт пересылки корреспонденции. В других случаях ИП предстоит выполнить ряд дополнительных действий:

Способ
подачи
Дополнительные действия
и возможные затраты
Через представителя
  • нотариальное оформление доверенности на право осуществления действий от имени ИП;
  • нотариальное заверение подписи ИП на экземпляре заявления ф.№26001;
  • оплата нотариальных услуг и действий личного представителя.
Направление заказным письмом по почте
  • нотариальное заверение подписи ИП на экземпляре заявления ф.№26001;
  • оплата нотариальных услуг;
  • оплата почтовых услуг.
Подача пакета документов через сеть Интернет (сервис подачи на сайте ФНС)
  • оплата услуг сканирования документов;
  • оплата электронной цифровой подписи;

Если электронная подача осуществляется через сервис ФНС «Подача заявки на государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей и юридических лиц», расходы на приобретение электронной подписи отсутствуют. Единственное действие ИП в этом случае – личный визит в орган ФНС для получения выписки из ЕГРИП об аннулировании статуса.

Шаг 5 — получение документа об отмене государственной регистрации

Спустя пять рабочих дней после подачи пакета документов орган ФНС по месту учёта обязан официально предоставить ИП документ, свидетельствующий о том, что его государственная регистрация прекращена в установленном законом порядке.

Таким документом является лист записи из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. При наличии у ИП зарегистрированного кассового аппарат или онлайн-кассы, по ним также проводится процедура снятия с учёта. Фискальный накопитель ККТ после смены статуса следует хранить в течение 5 лет.

Если пакет документов оформлен с нарушением установленной процедуры, ИП получает на руки документ с указанием причин отказа провести процедуру отмены госрегистрации. Наиболее распространённым поводом подобных действий ФНС являются ошибки при заполнении документов. Кроме того, отказывается в аннулировании регистрации, если в государственный орган до начала рассмотрения заявления предпринимателя поступили решения суда или исполнительного органа о запрете совершения такого действия.

Шаг 6 — снятие с учёта в ПФР, ФСС и ФОМС

Ещё один транзитный пункт в перечне обязательных действий ИП при реализации процедуры отказа от государственной регистрации. До сих пор нет единого мнения о том, нужно ли это делать. Ведь между госслужбами налажен стабильный официальный канал связи. После 2017 года необходимость в обращении в ФСС при закрытии ИП отпала. Органы налоговой служба в соответствии с требованиями ст.11 закона от 15.12.2001 г. №167-ФЗ обязаны самостоятельно позаботиться о получении документов из Пенсионного фонда.

Однако, для избавления от необходимости повторных визитов в ФНС и повторного заполнения документов следует обратиться в госфонды для предоставления финальной отчётности по ИП и наёмным работникам. Ещё один нюанс: если индивидуальный предприниматель нанимал на работу сотрудников, он должен в качестве работодателя сняться с учёта во всех фондах. Заявление в ФСС следует подавать лично, или через электронные средства связи (после получения пароля в МФЦ).

Действия ИП после получения выписки из ЕГРИП

С момента аннулирования статуса индивидуального предпринимателя физическому лицу необходимо осуществить ещё несколько обязательных процедур. Прежде всего, это касается закрытия банковского счёта. Процедура осуществляется на основании заявления, которое подаётся физическим лицом лично. Перед ликвидацией счёта все операции по нему приостанавливаются, числовые данные обнуляются, излишки выдаются владельцу через кассу или на личный карточный счёт в учреждении банка. Кроме того, выписка из реестра является основанием для аннулирования всех ранее заключённых договорных обязательств.

Все документы по коммерческой деятельности должны быть сгруппированы и сданы в архив, либо уничтожены. В обязательном порядке архивируются документы бессрочного и временного (срок – до 10 лет) хранения, данные о трудовом стаже и заработной плате сотрудников (срок – 75 лет). Пребывание документов в архиве определяется положениями приказа Министерства культуры от 28.10.2010 г. №558.

Кроме случаев добровольной подачи заявления формы №P26001, статус аннулируется, если:

  • зафиксирован факт смерти;
  • ИП в установленном законом порядке признан финансово несостоятельным;
  • судебная инстанция вынесла решение о запрете заниматься предпринимательством в течение определённого срока или пожизненно;
  • орган МВД вынес решение об аннулировании временной или постоянной регистрации ИП на территории Российской Федерации.

В общем случае, последний пункт свидетельствует, что если у гражданина России нет (или закончился и не восстановлен) паспорта, все сделки ИП с этого момента будут признаны судом недействительными, а статус аннулирован.

Задайте ваш вопрос онлайн!!
Получите бесплатную помощь практикующего юриста в течение 10 минут
Пример вопроса:

По наследству от бабушки досталась квартира в центре Нижнего Новгорода. По состоянию здоровья не могу приехать и вступить в права. Можете ли вы помочь вступить в наследство без моего присутствия?

Оцените статью
alaws
Добавить комментарий